СУБСИДИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА: как идет развитие паллиатива в Сосновоборске и Березовском районе

ВРЕМЯ И ДЕЙСТВИЯ

СУБСИДИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА: как идет развитие паллиатива в Сосновоборске и Березовском районе

Весной мы выиграли конкурс краевого минздрава на предоставление субсидии социально-ориентированным некоммерческим организациям. Подобная госпомощь – дело абсолютно новое не только в Красноярье, но и на территории Российской Федерации. В нашей стране лишь единицы НКО осваивают бюджетную поддержку на развитие паллиатива. Так что, как вы понимаете, мы работаем в условиях эксперимента. Буквально.

Напомним, субсидия выделена на организацию медико-социального сопровождения лиц, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Сосновоборске и Березовском районе Красноярского края. Радость от победы закономерно заместилась трудовыми буднями, встроенными в ожидаемые условия ковидных ограничений. Финансирование пришло в конце мая. А уже в начале лета нашего врача-паллиативщика в Сосновоборске забрали в «красную зону», тем самым обезглавив одну бригаду. Врач нашей второй выездной группы, обслуживающей Березовский район, сам тяжело переболел коронавирусной инфекцией. Тем не менее, мы сейчас можем отметить реперные точки в проблематике внедрения паллиатива на обозначенных территориях. Собственно, для этого мы и минздрав вкупились в эту экспериментальную историю.

С чего начать? Казалось бы, все очевидно, но на деле не все так просто. После переговоров с руководством медорганизаций, заключения договоров и выработки механизмов взаимодействия мы приступили к этапу выявления потенциальных пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи. Так выглядело первоначальное задание минздрава. Мы должны были самостоятельно организовать обратную связь с населением. У нас уже был опыт работы с раздаткой печатных материалов социальной направленности. Мы изготовили постеры о своей деятельности, разместили их в самых посещаемых местах, привлекли для распространения и разъяснения волонтеров. Но результат был крайне низкий, всего несколько звонков.

Какой вывод мы сделали для себя, изучив эту ситуацию изнутри? Мы сейчас предельно честны и откровенны, потому как эту правду не скрыть, а самое главное – надо продолжать работать, надо помогать тем, кому труднее всего.

Итак, люди в принципе не знают, что такое паллиатив, люди в растерянности из-за возникших в семьях проблем с тяжелобольными родственниками, люди не полагаются на нашу службу, люди избегают незнакомых контактов.

В тех редких случаях, когда нам удалось убедить близких в том, что наша помощь важна, она позволит решить проблемы ухода, – приходилось оценивать состояние больного со слов, так как историй болезней и выписок на руках не было. Естественно, искаженная, недостоверная информация не помощник, и организовывать паллиатив в таких условиях не просто сложно, но и бессмысленно.

Хорошо, что руководство сосновоборской и березовской больниц на нашей стороне. И сейчас мы отлаживаем взаимодействие в части получения сведений о паллиативных больных, которым терапевтами оказывалась только первичная помощь.

По Березовскому району ситуация удушающая. Если Сосновоборск более-менее укомплектован медицинскими кадрами и компактен по своему месторасположению, то в больнице Березовки острая нехватка специалистов, и 26 поселков, разбросанных по огромной территории, обслуживать крайне затруднительно. Что просто режет глаз и рвет душу? Люди годами не видели врачей. Паллиатив для них слово, не несущее никакой смысловой нагрузки и потому, скорее, отталкивающее. Специалисты нашей бригады в первые приезды оказывают несвойственную их деятельности помощь – разъясняют, уверяют, пытаются убедить родственников больного и его самого в том, что приехали с добром, что научат приемам ухода, облегчат состояние, уберут тяжелые симптомы. Не представляете, как трудно слышать в ответ – уезжайте, все равно умирать... вы ничего не измените... поскорей бы конец...

Мы сегодня специально не называем ни имен, ни диагнозов, ни тех поселков, куда мотаются наши медработники. Мы обозначаем срез страшных проблем нашей глубинки, где люди по сей день живут без современной медицинской помощи. Не будем также обрисовывать круг тех социальных проблем, в которые окунулись как в пещерный век... С одной стороны, это было ожидаемо. С другой – как преодолевать этот кошмар в условиях реализации субсидии? Мы можем пока только констатировать увиденное. И надо думать вместе, какими силами это побеждать.

Безусловно, паллиативщик – это специалист, который в первую очередь должен вызывать доверие и у пациента, и у его родственников. Мы не первый год на этом поприще, и потому вправе говорить в полный голос о том, с чем сталкиваемся сейчас. Винить тут кого-то бессмысленно – ситуация такова, какова она есть. Из нее нужно искать выход. И как можно скорее. Невыносимо видеть, в каких условиях уходят из жизни наши земляки... Да, они смирились с неизбежным, но им не стало от этого легче. Страх и муки, боль и отчаяние сотрясают их, несчастных, обездоленных, живущих в глухомани, забытых и заброшенных...

Впереди преогромный пласт работы. Безусловно, мы продолжим выезды бригад нашего мобильного хосписа, будем рассказывать, доказывать и оказывать паллиативную помощь неизлечимо больным сосновоборцам и березовцам. Только деятельность эту надо выводить на другой уровень. Будем стараться и помогать краевому минздраву в решении проблем развития паллиатива в Красноярье. Иначе зачем все это было начинать?

 

СУБСИДИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА: как идет развитие паллиатива в Сосновоборске и Березовском районе

СУБСИДИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА: как идет развитие паллиатива в Сосновоборске и Березовском районе

Весной мы выиграли конкурс краевого минздрава на предоставление субсидии социально-ориентированным некоммерческим организациям. Подобна...