«Авто для хосписа или Тернистый путь к мечте» 

Авто для хосписа, или Тернистый путь к мечте

В начале мая железногорцев порадовали новостью: городской мобильный хоспис им. Василия и Зои Стародубцевых по Президентскому гранту получил автомобиль. Само собой, со стороны подобная информация всегда воспринимается позитивно:  кажется, куда уж проще ­ написали проект, власти российские дали добро, выделили денег, машину привезли, волонтёры ликуют. Но, оказывается, на деле, чтобы получить необходимый для работы «Volkswagen», организаторам хосписа пришлось пройти немало испытаний. Несмотря на, казалось бы, «президентское одобрение», шанс на приобретение был мизерным. И состоялось оно буквально благодаря чуду. Чуду настойчивости, взаимопонимания и поддержки. Впрочем, обо  всём ­ по порядку. Как железногорский хоспис едва не пролетел с получением авто, но волонтёры сумели преодолеть все бюрократические препоны, рассказывает руководитель Виктор Стародубцев.

 

После трёх отказов

­ Хоспис Василия и Зои Стародубцевых работает в Железногорске уже семь лет. И с первых дней нашей работы встала проблема передвижения. Все эти годы мы ездили к тяжелобольным на автомобиле моего брата и соратника ­ врача хосписа Анатолия Стародубцева. Но дело в том, что  работа в нашем хосписе строится на волонтёрской основе, то есть все добровольцы занимаются этим бесплатно, в выходные или после работы. Поэтому совместить свободное время работающего в смену в роддоме Анатолия и других волонтёров становилось всё сложнее. Мы понимали, что отсутствие транспорта сильно сдерживает нашу работу. Пытались решить этот вопрос: обращались в разные инстанции, в том числе, к депутатам Законодательного собрания края, просили выделить машину для хосписа. Это не сработало. Тогда мы начали искать другие пути решения проблемы. Автомобиль для хосписа стал нашей заветной мечтой. И вот, три года назад мы узнали, что есть возможность получить помощь за счёт Президентских грантов. Решили принять участие в конкурсах.

Сразу скажу, написание проекта для конкурса ­ очень большая и серьёзная аналитическая работа, требующая много времени. А у общественников его всегда не хватает. Судите сами: надо сделать почти тридцать страниц печатного текста с обоснованием целей и задач, подробного описания проекта, постатейного бюджета. Для тех, кто постоянно зарабатывает на подобной деятельности, наверное, всё это несложно. Людей же, занимающихся волонтёрством в свободное от работы время, перспектива попасть под такой «бумажный вал» в первый момент просто пугает.

Особую сложность в работе по подготовке нашего проекта вызвало обоснование необходимости автомобиля для хосписа в городе компактного проживания, каковым является Железногорск. Мы трижды подавали заявление на грант, связанное с автомобилем ­ безрезультатно. И не испытывали больших иллюзий, когда подали очередную заявку в августе 2017 года: в проекте «Создание мобильного хосписа в Железногорске» речь шла о дорогостоящей покупке, а финансов в стране не хватает.

Но, как говорят в таких случаях,  судьба повернулась к нам лицом. Решением Фонда президентских грантов в конце ноября прошлого года наш проект признали победителем конкурса. Радости не было предела! Казалось, деньги выделены, покупай авто и реализуй проект по оказанию помощи больным людям. Отличная новость под Новый год! Но всё оказалось не так просто.

Дороже на треть

­ Мы знали, что автомобили для оказания паллиативной помощи в РФ не производят. Да и выездной паллиативной медицинской помощи в России практически нет, за исключением нескольких столичных городов. Изучив опыт работы лучших российских хосписов и фондов в Москве, Самаре, Ангарске, решили остановить выбор на зарубежном автомобиле медицинской помощи «Volkswagen» с учётом его дальнейшего переоборудования и переоснащения для решения конкретно хосписных задач.

К середине декабря собрали необходимые документы, заключили договор с Фондом президентских грантов и, как положено, составили план ключевых точек проекта. Покупку автомобиля запланировали на март 2018­го.

Как сейчас помню, 15 декабря начали переговоры с официальным дилером «Volkswagen» в Красноярске ­ компанией ООО «Медведь­Запад». И тут произошло то, чего мы не ожидали. Нас ждал неприятный сюрприз: в компании сообщили, что с 1 января в Российской Федерации вводят утилизационный сбор на покупку новых автомобилей. А это, по предварительным оценкам, в среднем на тридцать процентов повысит стоимость автомобиля. Причём тогда никто не мог сказать ни точную дату введения в действие нового сбора, ни его размер.

Известно, что в нашей стране отдельные изменения и правила могут вводиться и задним числом, и в любое время. От осознания этого наше настроение резко ухудшилось. Понимали, что реализация проекта под угрозой.  Я взял билет на автобус, поехал в Правительство края ­ рассказать о проблеме. В ответ услышал: «Виноваты вы сами, не учли организационные риски проекта». Короче, финансовой поддержки не будет.

Я был ошарашен таким отношением. В голове не укладывалось: неужели власти действительно считают, что небольшая некоммерческая организация заранее может узнать об изменениях в финансовой и налоговой политике государства и учесть эти обстоятельства в своей работе?

Да, мне подсказывали, что надо было в проекте закладывать большую сумму на приобретение автомобиля. Но мне­то известно, чем на самом деле может обернуться такая затея. На самом деле, это и есть коррупционная составляющая. Закладывая в проект большую сумму, нежели указано в коммерческом предложении автоцентра, мы пошли бы на серьёзное финансовое нарушение, граничащее с уголовным преступлением в области расходования бюджетных средств.

Достать через соцсети

­ У горожан было уже предновогоднее настроение, а мы не знали, что делать. Звоню в Фонд Президентских грантов, поясняю ситуацию. Ответ тот же: «Дополнительных денег не будет». И как приговор: раз такая ситуация, средства гранта придётся сдать в Москву!

На календаре 16 декабря, что делать? Снова и снова обдумываю ситуацию. Должен же быть выход! Но его нет. Рисую разные варианты и схемы. Анализирую разные методики управления. Выход только один: успеть купить автомобиль до конца 2017­го, до введения новых сборов. При том, что до финиша финансового года всего десять дней.

В очередной раз обращаемся к специалистам центра. Ответ однозначен, нам вновь и вновь повторяют: «За десять дней до конца года ни найти нужный автомобиль в России, ни, тем более, ввезти его из­за рубежа НЕВОЗМОЖНО. Такого автомобиля в стране просто нет!»

Нервное напряжение доходит до высшей точки, чувствую, в голове что­то пульсирует. Что делать? Главный врач хосписа Анатолий Стародубцев после работы сутками сидит на телефоне, обзванивает дилерские центры на территории России и прорабатывает хоть какие­то варианты поставки автомобиля в уходящем году. Ничего не выходит. Сам пытаюсь найти точки взаимопонимания в организациях, от которых зависит получение гранта. Ничего.

Пытаюсь связаться с руководством автоцентра «Медведь­Запад». Не соединяют. Прямой телефон руководителя нигде не указан. Говорят: «Решайте на месте со специалистами, все вопросы в пределах компетенции руководителей отделов по направлениям и заместителей». А специалисты снова идут в отказ. Что делать? Вариантов уже нет. Кроме одного: надо как­то связаться с руководителем автоцентра. Только как?

Вечером 16 декабря пошёл на отчаянный шаг: разместил во всех социальных сетях открытое письмо к генеральному директору «Медведь­Запад» Максиму Нижегородову с просьбой о необходимости встречи для обсуждения нашей проблемы. Не знал, получится из этого что­то или нет, тут уж никто не мог предсказать будущее. Сработало! Семнадцатого, где­то в одиннадцать утра, раздался звонок, женский голос сообщил, что в ближайшее время меня соединят с директором автоцентра. Действительно, прошло полчаса, снова позвонили.

В последние
минуты года

­ По моим ощущениям, поначалу разговор как­то не складывался. Мне снова объяснили, что приобрести автомобиль в новом году по старым ценам будет невозможно. А до конца года уходящего нереально что­то сделать. Не помню, что говорил тогда, какие приводил доводы. Наверно, о том, что все эти семь лет нас ­ добровольцев хосписа ­ заставляет работать и двигаться вперёд. О желании помогать тяжелобольным людям и развивать паллиативную помощь в городе. О том, что у нас в Железногорске единственный в крае волонтёрский хоспис и как непросто было получить грант… Спустя минут двадцать от начала беседы я почувствовал, что тон и характер разговора меняется, а Максим Владимирович начал проникаться духом нашего общего дела. Мы говорили больше часа. В итоге, договорились, что работники автоцентра в оставшиеся дни 2017 года попробуют сделать всё необходимое, чтобы найти автомобиль хоспису, договорились быть на связи. В этот момент появилась надежда.

Параллельно мы продолжали поиск и сами. Но специалисты самого крупного за Уралом официального дилера «Volkswagen», конечно, были опытнее и грамотнее нас. По нескольку раз в день мы связывались с автоцентром, что­то уточняли и согласовывали. Наконец, в среду 27 декабря нам позвонили и сообщили:  подходящий вариант автомобиля предварительно нашёлся, сейчас согласовываются вопросы по логистике поставки. Напряжение не проходило, но настроение немного улучшилось. Стали готовить текст договора, который надо было ещё и согласовать. Успели! После тяжёлой ночной смены в роддоме  наш главный врач сумел подготовить все документы. В последний рабочий час последнего рабочего дня, уходящего 2017 года ­ 30 декабря ­ мы подписали договор о поставке автомобиля Железногорскому хоспису. С документами получилось.

Зачем покупаете
авто целым?

­ Но это ещё не всё. По договору мы должны были оплатить приобретение автомобиля в течение десяти дней. Для тех, кто не знает ­  работа по реализации Президентских грантов проходит под жёстким контролем фонда в Москве. Все платежи отсылаются в столицу, именно там принимается окончательное решение об их одобрении и оплате. Такой порядок хотя и создаёт определённые трудности, но позволяет избежать различных вопросов, возникающих на фоне борьбы с коррупцией в стране.

Начался период долгих согласований с Москвой. Этот период совпал с новогодними каникулами. Мы только успевали готовить один за одним разные документы, какие­то справки и пояснения, кроме того, надо было изменить бюджет проекта. Много вопросов касалось финансово­хозяйственной деятельности нашей организации. Нас в чём­то подозревали, по много раз перепроверяли. Надо было объяснить, почему выбрали именно эту модель автомобиля. Потом появились подозрения, что машина не новая. Ещё больше вопросов возникло к выбору поставщика. Нам предлагали сменить его на партнёра из Новосибирска или Иркутска. В Москве изучались сделки ООО «Медведь ­Запад» за последние три года, отношения с бюджетом, состав руководства. Мы объясняли, готовили пространственные объяснения о том, что для нас важны не только приобретение авто, но и его дальнейшее гарантийное и техническое обслуживание рядом с Железногорском. Не ездить же в Иркутск или Новосибирск.

Апогеем бюрократического контроля стало замечание о том, что мы нарушаем финансовые нормативы, оплачивая сумму, составляющую более семидесяти пяти процентов гранта одному поставщику. После такого замечания я просто впал в растерянность. Пришлось объяснять очевидные вещи:  мы не можем приобретать один автомобиль частями у разных поставщиков! Нервы были на пределе. В какой­то момент, даже просто не верилось, что оплату разрешат.

Наконец вопросы закончились, и фонд президентских грантов согласовал нам оплату договора поставки.

«Если что ­
деньги вернём»

­ Звоню в автоцентр. «Радоваться рано, машина находится в европейской части и ещё много вопросов по её поставке. В случае чего, деньги вам просто вернём», ­ приземлили там.

Оставшееся время мы были в постоянном контакте с «Медведь­Запад». Каждодневно звонили, выясняли, что и как происходит с нашей машиной. Из Москвы автомобиль доставили на завод в Нижний Новгород. Надо было решить вопрос его дооборудования. В связи с сильными морозами прошлой зимой, нам удалось добиться установки в салоне дополнительного отопительного оборудования. Мы изучали перечни и прайсы комплектующих, выбирали, комплектовали, спорили, доказывали. Кем только ни приходится становиться рядовым волонтёрам некоммерческих организаций: и финансистами, и снабженцами, и водителями… Выдержали!

Шары,
цветы, шампанское

­ И вот свершилось: 4 мая директор дилерского центра «Volkswagen» «Медведь­Запад» Максим Нижегородов передал нам ключи от автомобиля. Они в моих руках. Ура! Спасибо фонду, спасибо «Медведь­Запад». Спасибо всем, кто помогал, советовал, подсказывал. Это наша общая победа! Специалисты центра продемонстрировали работу установленного оборудования, а потом под дружные крики присутствующих автомобиль выехал с территории автоцентра.

Как бывает в таких случаях, всё получилось красиво. Шары, цветы, подарки, благодарности, улыбки и шампанское. Позади была большая работа. И все понимали, что сделали свой вклад в небольшое, но очень важное и полезное дело оказания помощи больным землякам. На передачу авто приехали и наши друзья из некоммерческих организаций краевого центра. Здорово нас поддержал АНО «Медиа­центр «Инициатива». В поездке за авто помогли просто добрые люди: известный железногорский фотограф Владимир Нуждин и автопрофессионал Олег Попокин.

Наш автомобиль уникален, таких в Красноярском крае больше нет. Его оборудовали специально под потребности мобильного хосписа. «А почему в Железногорск, если даже в миллионном Красноярске нет такого автомобиля?», ­ спрашивали меня представители красноярских телекомпаний, приехавшие на передачу машины.

­  Да всё просто, ­ отвечали мы ­ у нас в городе есть хоспис, и ему для работы нужен вот такой автомобиль.

В Железногорске мы сразу поехали в Собор Михаила Архангела, там отец Сергий освятил машину и пожелал нашей колеснице хорошей и удачной работы. Мы разместили православные иконы в кабине водителя.

 

Теперь впереди ­ обкатка машины, её регистрация, подготовка к работе. Горожанам повезло. У хосписа им. Василия и Зои Стародубцевых есть автомобиль. А это значит, что проект по созданию мобильного хосписа, поддержанный грантом Президента России, будет реализован в полном объёме. И что ещё больше тяжелобольных железногорцев получат столь необходимую им помощь. Впереди много работы. И ­ мечты сбываются!

 

Записала Екатерина ГРИГОРЕНКО.

«Авто для хосписа или Тернистый путь к мечте» 

«Авто для хосписа или Тернистый путь к мечте» 

Авто для хосписа, или Тернистый путь к мечте В начале мая железногорцев порадовали новостью: городской мобильный хоспис им. Василия и Зои Ст...