МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН: как наладить паллиативную помощь в районах Красноярского края

ВРЕМЯ И ДЕЙСТВИЯ

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН: как наладить паллиативную помощь в районах Красноярского края

Конечно, мы понимаем, что такое сибирская глубинка. Пусть даже она в десятке километров от индустриального краевого центра, это уже медвежий угол, и что там творится – уму непостижимо. Можно разводить руками – ну что тут поделаешь, это ж система, оптимизация, ковид, все дела... А можно пробовать взять систему на абордаж. Иногда получается. Хотя, по большому счету, это шаги лилипутов в стране великанов. Сейчас объясним.

Как вы знаете, с весны этого года мы приступили к освоению субсидии, полученной нами на конкурсной основе в Минздраве Красноярского края. Бюджетные средства выделены на организацию медико-социального сопровождения лиц, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Сосновоборске и Березовском районе. Мы уже писали, с чем столкнулись – нищета, страдания, незнание своих прав, безнадега –если одним словом. За полгода мало что изменилось. Люди живут трудно, про паллиатив слыхом не слыхивали, ждут в муках попросту, когда придет она, с косой, и избавит от страданий.

То, что краевой Минздрав решился на этот эксперимент – дать возможность некоммерческой организации, Центру паллиативной помощи-хоспису им. Василия и Зои Стародубцевых, зайти на соседние территории – уже нонсенс. Мы – единственное за Уралом НКО, получившее государственную поддержку. И понимаем, какая ответственность на нас сейчас.

Приукрашать действительность – убивать паллиатив на корню. Поэтому мы рубим правду-матку, хотя это мало кому нравится. Наш главный врач Анатолий Васильевич в очередной поход по Березовскому району отправляется как на войну. Во-первых, чуть не каждый второй наш пациент живет в крайне тяжелых бытовых условиях. Цивилизацией там и не пахнет. У многих не оформлена инвалидность, и не хватает денег на необходимые лекарства. Бесплатные же в таких случаях не положены. Анатолий Васильевич консультирует максимально, как облегчить жизнь больному и членам семьи, куда обратиться, как добиться. Хорошо, у кого молодежь в семье и есть кому побегать по инстанциям! А когда муж с женой, которым глубоко за 80 лет, проживают уединенно, на отшибе и никто им не может помочь – тут волосы дыбом, конечно...

Наш врач в свой последний рейд по Ермолаево и Березовке подхватил какую-то инфекцию. Их там кишмя кишит... И ведь не развернешься, не уйдешь – люди ничем не защищены, обессилены, крайне нуждаются в помощи. Надо осмотреть, опросить, изучить, назначить лечение. Понять, что есть деньги и на медикаменты. Рассказать, какие социальные льготы положены и как их получить. Показать родственникам облегчающие уход приемы. Объяснить, наконец, что не надо его, врача паллиативной помощи бояться! Что он с добром, что не обманет, деньгами не оберет, что приезд и помощь его совершенно бесплатные.

К слову, именно эта поездка была на редкость удачной. В том плане, что пятерым пациентам стало получше. Состояние стабилизировалось. Двое из тех, кто не вставал, начали шевелиться помаленьку. Трое покушали – к обезболенным, немного подуспокоенным больным стал потихоньку возвращаться аппетит. Конечно, Анатолий Васильевич удовлетворен. Лечение назначено верное, пациенты наконец-то прониклись, выполняют назначенные процедуры, пьют вовремя лекарства. А что еще надо паллиативщику – главное же, увидеть, что его работа приносит результат.

Огромный вопрос сейчас в другом. Декабрем субсидия заканчивается. А дальше? Наши усилия – коту под хвост? Неизлечимо больные вновь останутся ни с чем? Смотрите, мы исколесили вдоль и поперек Березовский район, и наши предложения представителям Минздрава нарастали с каждой поездкой. Постоянно идет разговор об увеличении суммы субсидии – в части оплаты труда паллиативного врача, ставку которого надо поднять до уровня доктора скорой помощи. Мы настаиваем, что формирование материальной базы НКО в паллиативе должно происходить за счет средств Минздрава. Мы обсуждаем вопросы кадрового усиления! Основная же задача в чем? В наращивании выездов, главное-то сегодня – выявлять в глубинке нуждающихся в паллиативной помощи! А их столько сейчас за сугробами, за заборами, в чуть живых домишках... Страшно представить... Мы даже решили, что в случае, если Минздрав не продлит действие субсидии в установленном порядке, – мы своих не бросим! Начали с волонтерства – добровольцами и продолжим оказывать помощь тем, кому больно, страшно, а доживать еще нужно.

Хотя, безусловно, надежда наша на поддержку Минздрава – велика! Самим нам с таким объемом работы не справиться. Это уровень федерации, региона – бесспорно. Верим в Новый 2022 год – должны, ну должны быть изменения к лучшему. Мы ждем перемен!

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН: как наладить паллиативную помощь в районах Красноярского края

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН: как наладить паллиативную помощь в районах Красноярского края

Конечно, мы понимаем, что такое сибирская глубинка. Пусть даже она в десятке километров от индустриального краевого центра, это уже медвежи...